награды наши "звездочки" достижения
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

Положение НОУ ГУ "Средняя школа №6 отдела образования акимата города Костаная" Организация деятельности НОУ-центра (основные направления, структура) Структура НОУ-центра. Схема деятельности НОУ-центра. Памятка учителю-исследователю по работе с уч-ся, имеющими повышенные учебные способности.
Положение о творческом задании.
Требования к оформлению научно-исследовательской работы.
Этапы подготовки научно-исследовательской работы.
Этапы реализации творческих идей.
ГИМН НОУШАТ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №6
Мы в НОУ собрались, чтоб
разрешить
Не разрешимые проблемы века.
Маяк надежды будет нам в пути
всегда светить,
Наука будет в дружбе с
человеком.
Нам
интеллект с тобой не занимать
Взрастили
в мыслях умную идею.
Надежды
парус крепко держим мы в своих руках
Никто
отнять наш парус не посмеет.
Природные стихии подчиним,
Закон откроем вечности и
примем,
Ведь если мы с тобою
очень-очень захотим,
То на ладонях шар земной
поднимем.
Положение
научного общества
учащихся
ГУ «Средняя школа № 6 отдела образования
акимата города Костаная»
«НОУ-ЦЕНТР»
Общие положения
- Научное
общество учащихся , далее именуемое НОУ-центр – добровольное творческое
объединение детей и взрослых, связанных общими целями и совместной
деятельностью в области дополнительного образования, профориентации на
профессии. В НОУ учащиеся и учителя
совершенствуют свои знания в различных областях науки, искусства, техники.
Школьники приобретают навыки
экспериментальной, научно-исследовательской работы под руководством педагогов,
ученых, специалистов.
- НОУ-центр
осуществляет свою деятельность в пределах школы.
- НОУ
имеет свой девиз – УМНЕЙШИЕ, ОТКРЫВ НЕ ВСЕ ЗАКОНЫ,
НАМ ЗАВЕЩАЛИ СВОЙ ОСТАВИТЬ СЛЕД. Может иметь эмблему, название, гимн.
- Членами
НОУ являются учащиеся, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской
деятельностью, стремящиеся к самостоятельным исследованиям по выбранной
теме, способствующие успешному осуществлению коллективных проектов.
- Главной
задачей НОУ является выявление, поддержка и развитие одаренных детей и
молодежи.
- НОУ
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами образования,
высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями,
общественными и иными
организациями.
- НОУ
создается на неограниченный срок.
- Деятельность
НОУ осуществляется в соответствии с законодательством РК, законом «Об
образовании», нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки
РК, РНПЦ «Дарын» и настоящим положением.
Цели и задачи НОУ
- НОУ
создается в целях активизации познавательной деятельности учащихся,
интеллектуального развития и поддержки талантливых и одаренных детей,
развития способностей, необходимых для успешного самоопределения и
самореализации в самостоятельной жизни.
- Основными задачами являются:
- создание
и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных
детей;
- раннее
раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской
деятельности;
- профориентация
учащихся на наукоемкие профессии;
- пропаганда
достижений отечественной, мировой науки, техники, литературы, искусства;
- создание,
разработка и внедрение прогрессивных форм обучения, реализация учебных
программ специализированного образования;
- развитие
навыков научно-исследовательской работы, самостоятельной работы с научной
литературой, умений
самостоятельно и творчески
мыслить, использовать полученные знания на практике и пр.
Содержание деятельности НОУ
- Организация
членами НОУ лекториев, семинаров по темам проектов по вопросам культуры
умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства,
литературы.
- Проведение
регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
- Проведение
научно-практических конференций, где подводятся итоги
научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течении года:
формами отчетности
научно-исследовательской работы могут быть реферативные сообщения,
доклады, статьи, компьютерные программы и др.
- Организация
творческих встреч с исследователями и учеными.
- Организация
и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экскурсии и др.).
- Издание
сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты, «молний» и др.
Организация работы НОУ
- Высшим
органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на
котором планируются приоритетные
направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет,
который осуществляет руководство работой НОУ.
- В
Совет могут входить школьники, научные руководители, руководители секций,
заведующие кафедрами.
- Совет
НОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный
комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием
новых членов общества.
- Руководители
кафедр, секций НОУ могут создавать
специальные программы, которые согласуются с Советом и утверждаются руководителем
учреждения, при котором создано НОУ.
- Занятия
членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально не менее одного раза в
неделю под руководством научного руководителя на основе утвержденных
программ и тематик творческих работ
учащихся.
- Результаты
деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической
конференции.
Права и обязанности членов НОУ
- Каждый
член НОУ имеет право
·
Принимать участие в работе секции, во всех
мероприятиях, проводимых НОУ;
·
Вносить свои предложения по улучшению работы НОУ
и его подразделений;
·
Представлять свои работы для участия в научных
соревнованиях школьников, научных конференциях;
·
Использовать материальную базу школы для
самостоятельных исследований;
·
Участвовать в работе экскурсий, связанных с
деятельностью в НОУ;
·
Получать своевременные консультации и рецензии
на свои работы, иметь научного руководителя;
·
Публиковать результаты своей
исследовательской работы в печатных
органах НОУ, других средствах массовой информации;
·
Избирать и быть избранным в руководящие органы
НОУ;
·
Добровольно выйти из состава НОУ;
·
Быть награждены дипломами,грамотами,
благодарственными письмами, ценными подарками, рекомендованы к участию в
конференциях различного уровня, направлены для участия в олимпиадах, конкурсах
и т.п.
- Каждый
член НОУ обязан
·
Проводить свои исследования на одной из
кафедр(секций);
·
Самостоятельно углублять свои знания по
избранной отрасли наук, стремиться овладеть навыками исследовательской
деятельности;
·
Участвовать в пропаганде знаний, полученных в
ходе научно-исследовательской работы;
·
Регулярно посещать заседания НОУ;
·
Выступать с докладами, сообщениями на заседаниях
НОУ;
·
Дорожить официальной символикой НОУ-центра;
·
Активно работать в творческих группах,
участвовать в научных сессиях, соревнованиях, конференциях, экскурсиях,
выставках, участвовать в пропаганде знаний среди учащихся;
·
Оказывать посильную материальную помощь для
более успешной организации
исследовательских работ;
·
Сдавать отчет о своей работе.
Отчетность НОУ
-
Каждый
член НОУ-центра докладывает о результатах своей работы на общем
собрании своей секции в конце учебного года.
- Лучшие
работы представляются на школьные соревнования. На соревнования могут быть
представлены работы исследовательско-экспериментального характера,
поисково-опытнические с анализом наблюдений и выводами, всевозможные
проекты усовершенствования систем, предложения по рационализации и
изобретательству. Работы могут быть написаны в соавторстве. Научно-исследовательских
проект, представляемый на конкурс, должен сопровождаться журналом научных
исследований и отзывом руководителя.
- Руководители
секций отчитываются о проделанной работе на сессии не реже одного раза в
год.
- Совет
отчитывается о работе на собрании всех членов НОУ один раз в год.
Финансирование и материальная база
Материальная база НОУ формируется из собственных
средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека,
отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др.
Может быть использована материально-техническая база других учреждений на
основании согласования с ними.
Организация
деятельности НОУ-центра
(основные направления, структура).
В последнее время все более пристальное внимание
привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская
деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае
понимается совокупность образовательных методов, методик, подходов и форм
работы. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо
написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Тенденция к
подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг,
подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой
становится организация НОУ-центра .
Мы стремимся к тому, чтобы содержание НОУ-центра
соответствовало современным научным концепциям, и основываем свою деятельность
на базе следующих идей:
·
Деятельность НОУ-центра направлена на создание
единого образовательного пространства, в рамках которого решаются задачи
образования и интеллектуального развития детей, и представляет собой цельную систему
подготовки школьников к научно-практическим конференциям.
·
Содержание НОУ-центра ориентировано на
интересы учащихся.
·
Содержание НОУ-центра эмоционально насыщено с учетом
возрастных потребностей учащихся.
Так как
главной целью НОУ-центра является активизация
познавательной деятельности учащихся, интеллектуальное развития и поддержка
талантливых и одаренных детей, развитие способностей, необходимых для успешного
самоопределения и самореализации в самостоятельной жизни, то деятельность
центра строится на фундаментальных принципах:
·
Принцип добровольности в реализации интересов и
потребностей участников «Центра» в области образования;
·
Принцип развития в каждом участнике стремления к
самосовершенствованию и саморазвитию;
·
Принцип активной позиции участников в
сотрудничестве педагог – юный исследователь;
·
Принцип сотрудничества членов «Центра».
Совет НОУ-центра, координационный совет школы,
проанализировав ситуацию, сложившуюся в области научно-исследовательской
деятельности учащихся, очертил круг проблем, которые стоят перед учащимися и их
руководителями.
·
Неграмотная и неоднозначная трактовка
руководителями понятия «исследовательская работа».
·
Недостаточные знания источников информации
разного рода, а также методов и методик исследования.
·
Отсутствие системы научного сопровождения.
·
Психологические затруднения и проблемы культуры
речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.
В соответствии с выдвинутыми проблемами определены
задачи и направления работы НОУ-центра:
·
Создание информационного поля (информационное
направление).
·
Научно-методическое обеспечение и сопровождение
НОУ-центра (научно-методические направление).
·
Организация консультаций с преподавателями ВУЗов
(консультационное направление).
·
Психологическое сопровождение подготовки членов
НОУ (психологическое направление).
·
Воспитание культуры публичных выступлений (риторическое
направление).
·
Формирование устойчивых мотивов к
научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов (направление
– диагностика и стимулирование деятельности).
Работа НОУ-центра строится в соответствии с выбранными
направлениями.
Информационное направление предполагает
создание банка данных педагогов, учащихся путем заполнения личных карточек,
создания портфолио, а также распространение информационно-методических пакетов,
в которые входят: подборка положений о городских (республиканских,
международных) конкурсах, олимпиадах, конференциях, лист обзора источников
информации (включая и интернет-ресурсы) и методичекие рекомендации по написанию
исследовательских работ.
Научно-методическое направление курируется
заместителем директора по УВР и руководителем НОУ-центра, которые проводят во
время сессий лекции, семинары и практические занятия, а также оснащают
руководителей и учащихся необходимыми методическими пособиями.
Консультационное направление предполагает
организацию индивидуальных консультаций с представителями ВУЗов. Цель
направления – научное сопровождение самостоятельной исследовательской
деятельности учащихся на различных этапах. Составление карт исследовательской
деятельности: формулировка темы, цели, гипотезы исследовательской работы,
определение методов и методик исследования, отбор литературы и т.д.
Психологическое направление нацелено на
психологическое сопровождение и поддержку образовательного процесса НОУ-центра,
курируется психологом школы. Данное
направление способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения. К
активным групповым способам подготовки можно отнести следующие методики:
- Психологические
тренинги «Учись владеть собой»
- Дискуссии
«Образ исследователя», «Самоорганизация учащихся, занимающихся
исследовательской деятельностью»
- Анализ
и самоанализ выступлений учащихся
на конференциях, олимпиадах, конкурсах
и др.
Риторическое направление позволяет формировать
культуру речи и публичных выступлений. Основные формы:
- Лекции
«Как построить свое выступление. Структура доклада», «Как пользоваться
наглядностью, презентациями»;
- Практикум
«Как говорить, чтобы тебя слышали».
Диагностика и стимулирование деятельности.
Данное направление осуществляет формирование устойчивой мотивации учащихся и их
руководителей к занятиями научно-исследовательской деятельностью. Формированию
мотивации способствуют:
- Создание
атрибутов НОУ-центра
- Установление
традиций (посвящение в ноушата)
- Обзор
конкурсов, олимпиад, конференций, акцентирование на перспективах участия в
них.
- Награждение
участников всех мероприятий.
- Создание
атмосферы партнерства и сотрудничества с педагогами НОУ-центра.
Деятельность НОУ-центра представлена 3 кафедрами: естественно-математической,
общественно-гуманитарной и кафедрой
обще-учебных дисциплин, которые
курируются своими руководителями.
Кафедра естественно-математических наук
- Секция
математики, информатики, физики, экономика
- Секция
биологии, медицины, ЗОЖ
- Секция
химии, экологии
- Секция
географии
Кафедра общественно-гуманитарных наук
- Секция
русского языка , литературы
- Секция
казахского языка, литературы
- Секция
иностранных языков
- Секция
истории, права
Кафедра обще-учебных дисциплин
- Секция
технологии
- Секция
искусств (музыка, изо)
- Секция
физической культуры
Структура НОУ-центра
- Общее
собрание членов НОУ-центра
- Совет
НОУ(руководитель НОУ-центра, руководители кафедр, секций, заместитель
директора по УВР, представители ученического самоуправления)
- Руководитель
НОУ-центра
- Руководители
кафедр
- Руководители
секций
Схема деятельности НОУ 
1.Озанакомиться с данными
психологов ( ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов,
профессиональная направленность).
2.Организовывать индивидуальную работу на уроке:
· определить меру трудности задания;
· создать индивидуальный план работы
на уроке;
· разработать систему продуктивных
заданий.
3.Вести исследовательскую
деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам:
· организационному;
· разработческому;
· внедренческому;
· диагностическому;
· аналитическому;
· итоговому.
4.Консультировать родителей
по вопросам:
· круга интересов учащихся;
· трудностей в учебе;
· индивидуальных особенностей.
5.Организовать мониторинг
влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
6.Устраивать публичное
представление итогов исследовательской работы учащихся.
Положение о творческом задании
Система «творческих» заданий – форма организации
образовательного процесса, направленная на формирование навыков самостоятельной
научно-исследовательской работы и максимальное развитие творческих способностей
учащихся.
Под термином «творческое задание»
понимается работа двух видов:
1. Научно-исследовательская
работа.
2. Работа
прикладного характера.
Научно-исследовательская работа (НИР) ведется под
руководством учителей школы и преподавателей ВУЗов. НИР предполагает следующие
виды:
·
Антологию – сборник избранных произведений,
мыслей, статей;
·
Реферат – изложение темы по литературным,
исследовательским источникам;
·
Исследование (в виде реферата) – сочинение,
обзор литературы, дающий представление о теме, собственной точке зрения;
·
Исследование (научный труд) – научный труд,
предполагающий выработку новых знаний на основе творчески переработанного
источника путем поиска, эксперимента, столкновения точек зрения,
доказательности.
Вид НИР определяется руководителем с учетом
индивидуальных особенностей
|